Главная    Методические и иные документы
Использование электронных учебников и слайдовых презентаций с целью повышения уровня дифференциации и индивидуализации процесса обучения

Обучение в начальной школе – это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Но, как мы знаем у детей различные уровни мышления. Поэтому учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

Электронный учебник можно использовать для регулярных систематических занятий, проводимых относительно небольшими порциями. Применение компьютерного учебника на уроке связано с изменением роли учителя, поскольку он сталкивается с использованием новых технологий обучения.

Материалы электронного учебника устроены так, что дети могут сами контролировать свои ошибки. Дети перестают бояться ошибок, зная , что их всегда можно исправить самостоятельно. Самоконтроль позволяет быть детям независимыми, уверенными, ответственными.

Существенным моментом, стимулирующим познавательную активность учеников, является элемент соревновательности, поскольку речь идет о появляющихся анимационных поощрениях при правильном ответе ученика и различном темпе работы по изучаемому материалу.

Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система. Главные требования к такой системе заключаются в том, что:

  • тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
  • компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;
  • в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный ученику вопрос;
  • тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить.

Слайды, выведенные на большой экран,- это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным.

Рассмотрим в качестве примера три способа:

  • обычная иллюстрация (подобные слайды удачнее использовать в первом классе, в старших классов, частое их применение стоит свести к минимуму) использование анимации в слайдах. Так при рассказе «Кто же на Земле самый быстрый», на экране поочередно появляются предметы, отражая скорость движения в природе. использование мультимедиа из большой электронной энциклопедии «Кирилла и Мефодия». Демонстрация слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых (важных) моментах учебного материала.

    Перед показом слайдов учитель должен поставить перед детьми определенную цель. Например, перед детьми ставилась задача: «Будьте внимательны, постарайтесь правильно выполнить табличные случаи умножения и деления» за определенный промежуток времени (для проверки навыков табличного умножения и деления).

    Таким образом, электронные учебники и слайдовые презентации предоставляют новые возможности для творческого развития учеников и их учителей, позволяют освободить от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения.

  • Еще один из эффективных приемов использования электронного учебного пособия – работа в группе, чаще всего в паре. Если предложить детям, работающим с электронным учебным пособием, выполнить задания, требующие переноса знаний, обсуждения, то подобная совместная работа помимо учебных целей позволит достичь очень важных воспитательных результатов. Речь идет о формировании и развитии умения работать в группе, о толерантности, взаимовыручке, о личной ответственности за коллективно полученный результат.

    Благодаря мультимедийным технологиям, которые использовались на уроках, повышается и стимулируется интерес у учащихся, эффективность усвоения материала, активизируется мыслительная деятельность.

  • На уроках математики применяются слайдовые презентации с мультимедиа. Совершая «увлекательное путешествие» по водоемам, дети получают информацию о местонахождении и протяженности рек, свойствах воды, классифицируют, обобщают и сравнивают их. При этом расширяется и кругозор учащихся. Интегрированный урок математики и окружающего мира «Какая река длиннее?» составлен на основе слайдовой презентации, где учащиеся выполняют сложение и вычитание с многозначными числами.

Обобщая изученный материал по теме «Человек – живой организм» слайдовая презентация помогает наглядно увидеть, из чего состоит организм человека и систематизировать знания учащихся.

Составляя слайдовую презентацию к уроку «Кто самый быстрый?» мы использовали мультимедийные средства. Эти средства превратили урок в увлекательное занятие для учеников. Мультимедийные средства дают возможность преподносить информацию и через текст диктора, и через слова на экране, и через наглядное изображение изучаемого предмета или явления, таким образом воздействуя одновременно на несколько органов чувств. На уроках с использованием мультимедиа и слайдовых презентаций принимают участие даже не очень старательные, с точки зрения традиционной системы преподавания, ученики.

Мы сопоставили возможности реализации принципов обучения учителем, который использует традиционные средства организации учебного процесса, и педагогом, обладающим полным арсеналом электронных средств обучения.

Наш анализ наглядно демонстрирует, что современные принципы учебного процесса могут быть реализованы только на основе использования современных средств обучения, в частности - информационных технологий.

Продуктом нашего проекта является тематическое планирование с указанием поурочного использования электронного учебника и слайдовых презентаций.

Презентабельность продукта: диск с тематическим планированием и слайдовыми презентациями.

Результативность реализации проекта: данная работа была представлена на окружном конкурсе педагогических проектов, слайдовые презентации созданные нами для уроков используют учителя нашей школы. На окружном семинаре-практикуме «Использование ИКТ в учебном процессе в начальной школе» (2006 год), раскрыли эффективность использования ИКТ на уроках в начальных классах.

Сайт управляется системой uCoz