Главная    Методические и иные документы
Работа с источниками информации на уроках истории

Программа элективного курса (курса по выбору для учащихся 10 класса), рассчитанного на 34 учебных часа, ориентирована на перспективу развития базового обучения в старшем звене школы. Ввиду сокращения часов по истории на 2 часа, на уроке недостаточно времени для работы с историческими источниками. Как показывает практика, учащиеся не подготовлены к анализу фактов и событий из источника. В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления об истории России с древнейших времён до конца XIX века. Необходимость курса продиктована системой подготовки к сдаче ЕГЭ по истории.

Выполнение заданий ЕГЭ в основном предъявляет требования к умениям, которые формируются в рамках репродуктивной деятельности, т.е. извлечение и обработка информации из источников. Однако вторая группа заданий части «С» - представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений, сравнение, анализ исторической ситуации, рассмотрение исторических версий и оценок – ориентирована на умения, которые формируются в преобразующей и творческой деятельности, т.е.:

  • осмысление;
  • сравнение;
  • оценка источников;
  • использование данных источников для высказывания самостоятельных суждений.

Как правило, успешное выполнение части «С» основывается также на умениях учащихся связать источник и историческую реальность. Поэтому, на элективных курсах будет проводиться работа по отработке умений учащихся работы с историческим источником. Работая с элективным курсом, учитель, возможно, впервые получает законную возможность направить усилия не на усвоение материала, а на его раскрытие, на формирование у ученика способности самостоятельно действовать. Содержание курса позволяет поставить ученика в такую теоретическую и практическую ситуацию, в которой он сам обнаруживает проблему или вопрос, и сам ищет ответ.

Направленность курса – развивающая. Прежде всего, он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников. В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:

  • конкретно-историческими сведениями, касающимися различных периодов истории России;
  • историко-биографической информацией, касающейся выдающихся правителей;
  • навыками работы с научно-популярной и справочной литературой – составление таблиц, схем;
  • элементами исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (по руководством педагога) микроисследования.

Цели курса:

  • познакомить учащихся с известными историческими источниками;
  • создать благоприятные условия для формирования умений и навыков самостоятельной исследовательской работы.

Задачи курса:

  • отработка умений и навыков исследовательской работы в ходе практических занятий;
  • развитие умений самостоятельно работать с текстом источника, проводить анализ;
  • развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения аргументировать своё мнение;
  • воспитание уважительного отношения к культурным ценностям, памятникам прошлого.

Методические приёмы реализации программы:

  • лекции;
  • беседы;
  • просмотр видеофильмов;
  • практикумы;
  • творческие работы учащихся;
  • сравнительный анализ;
  • написание эссе.

Результат обучения – учащиеся в результате изучения курса должны – Знать:

  • виды и типы исторических источников;
  • время создания этих источников;
  • содержание исторических источников;

Уметь:

  • характеризовать особенности источников;
  • связать источник и историческую реальность;
  • объяснять исторические термины и понятия, используемые в тексте источника;
  • высказывать свою точку зрения, аргументировать её.

Формируются навыки:

  • сравнения источников;
  • оценки источников;
  • использование данных источников для высказывания самостоятельных суждений;
  • составления таблиц по тексту источника.

Для исторического развития учащихся гораздо большее значение имеет непосредственное знакомство учеников с источниками исторического знания (документами), чем работа по учебнику. Документ призван углублять, конкретизировать и придавать приобретаемым учениками знаниям живую изобразительность, понимание своеобразия исторической эпохи и лишь очень элементарно знакомить с некоторыми методами исследований, применяемыми в исторической науке. Документ нужен не для расширения школьного курса истории, а для его конкретизации, углубления и уточнения.

В чём же значение применения исторических документов? С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаёт ощущение духа эпохи. Посредством документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых фактов позволяет им почувствовать дух эпохи. Старый документ служит такой же яркой иллюстрацией древнего языка и формы мысли, какими выступает остаток старины для характеристики быта и потребностей отживших поколений.

При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности когда-то живших людей.

Что даёт работа с источником? Самостоятельно (с помощью учителя) проанализировать исторический документ и сделав на его основе теоретические выводы, учащиеся лучше усвоят и факты, выделенные ими в ходе анализа, и выводы. Это вполне объяснимо: ведь лучше всего мы запоминаем именно то, что связано с нашей практической деятельностью. Но самое главное состоит в том, что, систематически проводя такую работу на уроке, мы формируем умение, необходимое не только для сдачи ЕГЭ, но и в повседневной жизни. Для этого необходимо перестать рассказывать историю, а заинтересовать детей этим предметом и научить самостоятельно, добывать информацию. Тогда проблема исчезнет сама собой. Роль учителя как носителя информации исчезает, так как любая информация становится доступна и без учителя. Но его роль теперь в другом – он должен управлять потоком информации, который поступает к школьникам и помогает обрабатывать так, чтобы эта информация делала ребёнка умнее и лучше.

К настоящему времени утвердилось мнение, что главным в историческом образовании является формирование гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка критического мышления. При этом подходе целевой доминантой исторического образования становится формирование способности анализировать документы, выдвигать предположения, осмысливать, дискутировать, понимать.

Работа с документами также включает в себя: чтение и пересказ документа, и составление по нему плана; объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой; самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, характеризующих одно и тоже событие; критическую оценку документа. При этом ученики определяют его логически завершённые части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению.

Формы работы с историческими документами:
  • определить хронологические рамки периода; место действия (страна, регион, город, село...);
  • люди, причастные к этой ситуации как участники или очевидцы событий (творцы или жертвы сложившихся обстоятельств, защитники или противники создавшегося положения);
  • материальные предметы, имевшие отношение к деятельности людей в данной ситуации как цель, средство или результат;
  • выберите главное, второстепенное в содержании документа; мотивируйте свой выбор;
  • определите причину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено данное явление или процесс;
  • продумайте, какое историческое условие подготовили появление такого-то события, явления, породили идеи, реформы, начинания;
  • сравните условия; отберите по документальному источнику данные;
  • подготовьте по первоисточнику сообщение;
  • поразмышляйте, как изученный документ (группа документов) помогает понять современные общественные явления;
  • анализ документа – извлечение из него фактов – их интерпретация в устном рассказе, ролевой игре, письменном сочинении (рисунке);
  • сочетание документального описания и карты; правового документа и дневниковых записей;
  • придумать вопросы к документу, составить кроссворд.

В результате анализа документа в сознании учащихся формируются исторические понятия. Они не должны усваиваться как готовые знания; они возникают в сознании школьников в результате логического выведения или построения.

Формы контроля:

Текущий контроль – беседы с учащимися по темам источника.
Тематический контроль– тестовые задания, тематические зачёты.
Обобщающий контроль – написание эссе.

 

В ходе написания эссе учащийся должен продемонстрировать необходимые знания и умения:

 

  • определить тему и сформулировать исходные тезисы;
  • правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники;
  • критически анализировать различные факты и оценить их;
  • высказывать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении фактов.

Эссе позволяет учителю оценить:

  • знание раздела или темы, на которой основана тема эссе;
  • умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса;
  • умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность;
  • владение стилистикой научной речи, терминологией;
  • умение построить план ответа, изложить факты, приводить связанные и убедительные аргументы, критически оценивать различные факты и свидетельства.
Сайт управляется системой uCoz