Главная    Методические и иные документы
Комплексно-целевая программа по обеспечению условий для дифференциации и индивидуализации обучения и перехода к профильному обучению

При построении модели новой школы теоретическими основаниями являлись работы Е.А. Ямбурга, раскрывающие систему адаптивной школы. Адаптивная школа предполагает смешанный контингент учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Это школа разноуровневая и многопрофильная, предполагающая реализацию различных образовательных программ (от компенсирующих до профильных). Такая модель является одним из сложных типов учебных заведений с огромным комплексом разнородных педагогических задач.

Миссия школы состоит в обеспечении социального заказа учащихся и родителей в получении основного общего и среднего (полного) общего образования каждым учеником на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с возможностями личности; содействие ученику в адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития.

Для реализации модели адаптивной школы наиболее целесообразны, на наш взгляд, концептуальные идеи, затрагивающие структуру, содержание и технологии учебно-воспитательного процесса. Причем технологиям обучения мы отводим наиболее значимую роль.

Цель программы следует определить как внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий, способствующих дифференциации и индивидуализации образования.

Сущность дифференцированного обучения коллектив школы понимает как создание равных начальных условий для развития каждого ученика на протяжении всего процесса обучения и организацию посильной для школьников познавательной деятельности, учитывающей интересы и склонности. Для этого должна быть создана структура дифференцированного обучения, предусматривающая доступность, открытость, вариативность обучения на всех ступенях обучения.

Введение дифференцированного обучения реально обеспечивает свободу личности ребенка, давая ему возможность для выбора уровня обучения, перечня дополнительных занятий, обеспечивая право на выбор профиля в старших классах. По сравнению с традиционными технологиями, при использовании технологии дифференцированного обучения у обучаемых появляется возможность проявления познавательной самостоятельности. Данная технология предполагает индивидуальный темп продвижения ученика, что позволяет ему самостоятельно регулировать скорость изучения материала в зависимости от возможностей и желаний на уровне отработки учебного материала.

Индивидуализация – основа дифференцированного обучения. Необходимо сначала изучить, раскрыть эту индивидуальность, а затем определить структуру, в рамках которой она будет наиболее оптимально развиваться. Гуманистическая парадигма данной технологии состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа представляет личности образовательные услуги, а личность выбирает траекторию образования.

В нашей школе предполагается реализация модели внутриклассной дифференциации, характеризующейся наличием в классах предметно-ориентированной разнородной среды. Такая модель характеризуется организацией учебного процесса, при которой в одном классе обучаются ученики с разными образовательными возможностями и потребностями, что затрудняет процесс управления обучением учащихся со стороны учителя.

Организация занятий по предметам, которые содержат большие блоки предъявляемой информации в течение учебного занятия, так называемые «устные предметы»: история, обществознание, биология, химия, физика, география наиболее проблематична. При организации обучения по данным предметам нужны технологии, которые, опираясь на технологию дифференцированного обучения, позволяют организовать работу учащихся с разными образовательными возможностями и потребностями в течение урока, как на уровне изучения, так и отработки учебного материала.

Таковыми, на наш взгляд, могут быть информационные технологии и модульная технология. Эти технологии позволяют повысить уровень индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе способствует проявлению познавательной самостоятельности во всех его компонентах. Эти технологии обучения эффективны при организации профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как:

  • обеспечивают мотивацию школьной молодежи в получении качественного образования по избранному профилю, так как учитывают индивидуальные образовательные возможности, потребности, интересы старшеклассников.

Применяемы в школе система и технологии обучения способствуют сохранению психического здоровья учащихся и на наш взгляд будут интересны педагогическому сообществу на данной конференции.

Сайт управляется системой uCoz