Главная    Методические и иные документы
Разработка системы упражнений и заданий для развития логического мышления

На современном этапе образование должно быть направлено формирование ключевых компетентностей.

Формирование ключевых компетентностей является приоритетной задачей, решение которой требует введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.

Именно такой технологией и является технология Н.Ф.Виноградовой, в основе которой целостная концепция начального образования, направленная на индивидуальное развитие ребенка.

Согласно диагностике уровня сформированности логических приемов мышления у 50% учащихся наблюдается несоответствие уровня развития способностей возрастной норме.

Возникает противоречие между достаточно сложным учебным материалом в учебниках, высоким требованиям программ к уровню развития учащихся и реальным развитием детей.

Проблема в том, что в условиях достаточно высоких требований к развитию ребёнка, заложенных в современных обучающих системах и недостаточным развитием логического мышления необходима повседневная пропедевтическая работа по овладению различными приёмами мыслительной деятельности.

Стало ясно, что развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача школьного обучения вообще и в начальных классах в частности.

Всё выше сказанное обусловило выбор темы проекта: «Разработка системы упражнений и заданий для развития логического мышления».

Система упражнений позволит избежать перечисленные несоответствия и должным образом решить развитие учеников начальной школы, а это в свою очередь повысит успеваемость отдельных учащихся, так и класса в целом.

Наши упражнения подготовлены таким образом, что каждое из заданий направлено на развитие определенных действий:

  • упражнения на развитие умственных действий;
  • упражнение на установление структурной общности;
  • упражнение на развитие умения планировать;
  • упражнение на развитие мыслительного анализа;
  • упражнение на развитие рефлексии.

Предложенное задания на развитие логического мышления используются с большей эффективностью на уроках математики русского языка чтения и с помощью таких упражнений осуществляла индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.

Разрабатывалась специальная коррекционно- развивающая программа по формированию логического мышления, состоящая из 10 занятий с соответствующими целями.

При составлении коррекционной программы учитывались психологические, индивидуальные и типологические особенности детей данного возраста, а также возможность переноса полученных умений, навыков на новый материал школьной программы.

Разработка коррекционной развивающей программы и занятий по развитию логического мышления.
 
Нужны сотни и тысячи попыток, чтобы мысль, скованная привычными представлениями, преодолела психологические барьеры.
Г.С. Альтшуллер.
 
 

В зависимости от того, какой уровень развития того или иного мышления обнаружен у ребенка, строится и содержание предлагаемой ему помощи. Так, если ребенок с трудом решает легкие задачи, то в этом случае следует направить усилия на то, чтобы он тренировался в полноценном разборе пли анализе условий задач, в ходе которого ничего не упускается из условия и все данные рассматриваются одинаково внимательно.

Если же ребенок с трудом решает сложные задачи, то в этом случае следует направить усилия на то, чтобы научить его последовательно рассказывать о ходе решения легкой задачи, что делал сначала, что потом, т.е. побуждать ребенка к составлению плана решения сначала легкой задачи, а потом и более сложной. Такая работа лучше всего осуществляется тогда, когда с ребенком беседуют, направляя его мысль на выделение в решении разных этапов, разных звеньев, разных шагов.

Если ребенок успешно справляется со сложными задачами, то в этом случае, с одной стороны, следует ставить перед ним более сложные задачи, а с другой стороны, необходимо ставить перед ним задания на составление сначала легких задач решаемого типа, а затем и сложных. Это способствует созданию условий для развития у ребенка полноценного творческого мышления.

Таким образом, поскольку каждый раз, помогая ребенку, мы ставим разную задачу — перевести его с первого уровня развития в соответствующем виде мышления на втором, со второго на третий, с третьего еще выше, то должны быть различными и подходы.

В реализации этой помощи, которая особенно эффективной может быть во внеурочное время, на факультативах.

Ниже изложено содержание занятий и заданий, которые способствуют развитию каждого из трех видов мышления у детей с различным уровнем развития.

Такие занятия лучше проводить регулярно, где всем детям, независимо от уровня развития их мышления, будет интересно, потому что можно использовать нестандартные задачи разной степени сложности, посильные детям с разным уровнем развития мышления.

Главная цель работы по развитию у детей словесно логического, отвлеченного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у них умение рассуждать , делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или их образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.

Мы пришли к выводу, что делать ставку в развитии познавательных процессов только на учебный процесс (включая логико-содержательное построение курса, создание проблемных ситуаций, соблюдение принципа диалогичности и др.) явно недостаточно; необходимо еще и организация специальных занятий по совершенствованию, коррекции и шлифовке процессов мышления.

Основные принципы построения занятий:

1. Использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала именно на нем, самом по себе не представляющем особых трудностей, только и могут впервые появиться, а в дальнейшем обкататься и усовершенствоваться эти недостаточно сформированные способы мышления.

2. Взаимообмен различными подходами к выполнению зданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся.

3. Интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.

Понимание трех изложенных принципов и опора на них поможет избежать типичных ошибок при организации занятий и обеспечить более выраженный развивающий эффект.

Занятия могут проводиться с ребятами любого уровня развития логического мышления (низкого, среднего, высокого). Изначальная и основная задача занятий состоит в том, чтобы помочь слабоуспевающим школьникам включиться в учебный процесс за счет коррекции их недостаточно сформированных познавательных процессов.

Также занятия пригодны и для совершенствования интеллектуального развития хорошо успевающих детей. Дело том, что изменяя конкретное содержательное наполнение игр, мы можем варьировать их сложность, задавая тем самым зону ближайшего развития как для слабых, так и для сильных учеников.

В нашу группу были собраны дети со сходным ниже среднего и низким уровнем развития логического мышления и сходным интеллектуальным уровнем, так как такие дети лучше ориентируются в ответах друг друга, более или менее равномерно развиваются.

Результат эксперимента подтверждают основные положения этой работы о том, что необходима своевременная диагностика, постоянные тренинговые упражнения, которые должны присутствовать на всех основных уроках, что позволяет в конечном итоге, при создании ситуации успеха, сформировать логическое мышление. А последнее непременно отражается на общем и интеллектуальном развитии ребенка, а также на успеваемости и качества знаний.

Сайт управляется системой uCoz