Главная    Методические и иные документы
Новые педагогические технологии: уровневая дифференциация при обучении русскому языку как ресурс здоровьесбережения.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В практике встречаются такие термины, как педагогические технологии, технологии образования, новые педагогические, инновационные учебные технологии. Одной из наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий является технология уровневой дифференциации.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Дифференциация обучения – это создание разнообразных условий обучения для учащихся с различными способностями, темпом усвоения знаний.

Американский учёный Б.Блум, один из основоположников теории дифференцированного обучения, предположил, что способности ученика определяются его темпом обучения не при усреднённых, а при оптимально подобранных для данного ребёнка условиях. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивалось. Он выделил три категории учащихся:

  • малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах рабочего времени;
  • талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, эти дети могут учиться в высоком темпе;
  • остальные учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при индивидуальном подходе к каждому ребёнку, около 95% учащихся могут полностью усваивать всё содержание обучения (для остальных обучение остаётся неполным, что фактически происходит в традиционном обучении для значительного числа учащихся).

Методологические основы уровневой дифференциации таковы:

  • формирование опоры, предусматривающее, что все учащиеся независимо от их способностей должны пройти этап овладения опорными знаниями и умениями, то есть получить обязательный уровень подготовки;
  • предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки как основы дифференцированного обучения;
  • предъявление учебного процесса как процесса, не ограниченного обязательными требованиями к результатам подготовки;
  • добровольность учащихся в выборе уровне усвоения и отчётности;
  • соответствие содержания, контроля и оценивания знаний уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки и дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.

Педагог призван активизировать разнообразную деятельность учащихся в целях усвоения соответствующих знаний и умений.

При проектировании уровневого учебного занятия нужно учитывать закономерности обучения:

1 этап – понимание. Необходимо, чтобы на этом этапе ученики могли осмысливать учебный материал, осознавать его место в изучаемой теме и делать обобщения;

2 этап – усвоение. Для успешного усвоения материала важны различные виды повторений: текущий, тематический, итоговый;

3 этап – применение. На данном этапе происходит формирование и совершенствование умений, стандартное и творческое применение знаний и умений.

При организации уровневой дифференциации на уроках русского языка нами выделяются три уровня заданий различной степени сложности. Такие уровневые задания предусматривают два важнейших аспекта:

  • обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками;
  • обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении. При организации уровневой дифференциации на уроках русского языка предлагаем следующие методические рекомендации.
Проектирование уровневого учебного занятия.

1. Цель для ученика трёх уровней:

  1. репродуктивный;
  2. конструктивный;
  3. творческий.

Цель прописывается как будущий результат, т.е. ученик должен знать, уметь, выполнять, оценивать.

2. Опрос проходит на разных уровнях.

3. Изучение нового материала начинается с высокого уровня. Уровень снижается после определения зоны развития учащихся.

4. Закрепление на уроках изучения нового материала происходит на 1 уровне.

5. Систематизация, комплексное применение знаний – на разных уровнях.

6. Контрольный срез при первичном обучении – на 1 уровне, после уроков комплексного применения знаний – на разных уровнях.

Главнейшие элементы уровневого урока.

1. Уровневая цель.

2. Уровневый тест (диагностика уровня достижения цели).

Определение зоны актуального и зоны ближайшего развития.

1. Выбрать небольшой материал на 7-8 минут базисного характера.

2. Объяснить его.

3. Показать образец применения (гомолог).

4. Самостоятельная работа на 5-7 минут.

Оценка зоны.

1. Если справился с заданием через определенное время без особого труда – зона актуального развития. v 2. Затруднения – зона ближайшего развития.

Варианты самостоятельной работы.

Вариант 1.

1. Дайте определение или сформулируйте (после первичного объяснения).

2. Выполните по образцу (гомолог) (воспроизведение).

Вариант 2.

1. Ответьте на вопрос причинно-следственного характера.

2. Выполните по образцу или в несколько измененной ситуации (понимание).

Алгоритм теста обученности.

1. Выбери, продолжи ряд (различение).

2. Сформулируй, дай определение (запоминание).

3. Отчего, почему, зачем, вследствие чего (понимание).м 4. Выполни по образцу (умения и навыки).

Сайт управляется системой uCoz