Главная    Методические и иные документы
Система работы учителя математики Гогокиной И.Н.

Я практик, учитель математики… Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребенком пять-шесть раз в неделю, преподает предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

Каждый ребенок – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему полгода, четвертый не воспринимает совсем.

Как научить всех?

Одним из реальных механизмов, позволяющих делом ответить на этот вопрос, является технология уровневой дифференциации.

Цель этой технологии - повышение познавательной активности учащихся на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении.

Работу в данном направлении начала вести с того, что стараюсь добиться на уроках духа доброжелательности. При работе с пятиклассниками и шестиклассниками стараюсь помнить наставления Я. А. Каменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Но, с другой стороны, учение без препятствий, без трудностей вызвало бы мало интереса, не вело бы к развитию учащихся. Трудности надо учить преодолевать.

Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь усвоения базового уровня, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов.

В соответствии с этим в классе могут быть выделены две группы учащихся: группа базового уровня и группа повышенного уровня. Конечно, состав группы не может быть застывшим. Возможен переход из группы базового уровня, если ученик будет свободно владеть материалом, соответствующим стандарту.Нередко учащиеся второй группы выступают консультантами для учащихся первой группы.Консультанты оказывают им большую помощь, как на уроке, так и во внеурочное время.В старших классах я практикую зачетную систему после каждой пройденной главы.

В своей практике использую два вида дифференцированной деятельности: групповую дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом случае учащиеся одной гомогенной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно, а во втором – индивидуально. Например, на уроке решения задач дети, одинаково успевающие, рассаживаются парами или по группам .

Методы направленные на развитие познавательной активности:

  • дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;
  • дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности, по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности);
  • дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям;
  • индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);
  • использование наглядности в разных видах.

На уроках часто использую групповую технологию - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Групповая технология является наиболее приемлемой среди всех технологий.

Во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

Во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

При работе над этой темой, мною решаются конкретно следующие задачи:

При оценке деятельности каждого учащегося в группе используется оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу.

Дифференцированное обучение учащихся продолжаю на внеклассных занятиях по предмету. Само участие в факультативе, в кружковой работе, в математических состязаниях и олимпиадах уже являются дифференциацией обучения в школе.

Результативность обучения.

Сотрудничество с родителями также позволяет стимулировать процесс всестороннего развития личности. «В каждом ребёнке солнце, так дайте же ему светиться», - привожу я родителям слова Сократа. Совместная познавательная деятельность с родителями обогащает личный опыт ребёнка, позволяет сплотить детей и их родных. Взаимодействуя с родителями, выполняя различные задания, дети усваивают образцы и нормы поведения, нравственные понятия и ценности, формируется отношение ребёнка к самому себе, его самооценка. Поэтому участие родных, значимых взрослых особенно важно для усвоения необходимого для жизни социального опыта, повышения авторитета взрослых. Практикую родительские субботники, уроки родительства, где обсуждаем важные проблемы класса, обсуждаем прогноз «погоды» в классе, знакомлю родителей с картой успеха класса и каждого ученика (досье успеха).

Вера, надежда, любовь – это основные составляющие моей педагогической деятельности. Главное в ней – это будущее моих детей, моих воспитанников.

Сайт управляется системой uCoz