Главная    Методические и иные документы
Самоанализ открытого урока русского языка
в 8-а классе МОУ СОШ №1 г. Похвистнево Самарской области

Учитель: Семёнова Т. К.

Тема: "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами" рассматривается в разделе" Предложения с обособленными членами".

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний учащихся. Содержание занятия включает учебный материал о правилах постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах, способах их выражения и употребления в речи.

Цели урока:

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся об обособленных обстоятельствах, способах их выражения, правилах постановки знаков препинания при них на разных уровнях применения.
  2. Развитие речи, памяти учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  3. Создание условий для формирования коммуникативных качеств личности: умения слушать, устанавливать сотрудничество при работе в группе, оказывать взаимопомощь друг другу.

Урок разработан с применением технологии дифференцированного обучения на основе характеристики психолого-педагогических особенностей детей.

Класс довольно подвижный, активный, работоспособный. В нем большей частью преобладают сангвиники и холерики. С учётом этого ученикам были предложены различные формы (индивидуальная, фронтальная, групповая, парная) и виды работ, позволяющие поддержать темп урока и сохранить интерес к предмету.

В классе одинаковое количество лево- и правополушарных детей. Учитывая тот факт, что правополушарные дети склонны к описаниям, творчеству, я предусмотрела соответствующие методы и приёмы, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала учащихся: игровой момент " Поработай редактором!", "Составь лингвистический рассказ" по теме, а также составление сочинения - миниатюры.

Для левополушарных детей, которым свойственна логика, были предложены вопросы проблемного характера, частичное конструирование предложений, работа по плану урока.

Учащимся класса в большей степени характерна быстрая скорость реакции. Учитывая уверенность детей в своих знаниях, готовность ответить учителю, я использовала фронтальный способ общения в начале урока, при проведении уровневых игр и на этапе рефлексии.

В классе преобладают аудиты и визуалы. Поэтому на занятии использовались наглядные средства обучения (слайдовая презентация), а также такие формы работы, которые позволят ученикам проговаривать учебный материал в парах и группах, составлять рассказы, демонстрировать свои знания вслух.

На занятии были показаны основные приёмы и методы технологии уровневой дифференциации:

  1. Постановка трехуровневой цели урока, которая определила в дальнейшем выбор уровневых заданий в соответствии с потребностями учащихся и с учетом их индивидуальных особенностей. Кроме того, дети проявили самостоятельность на этапе целеполагания.
  2. Составление плана урока позволяет ученикам получить целостное представление о структуре урока.
  3. Уровневая игра развивает интерес к предмету, способствует повышению учебной мотивации детей, в том числе тех, которые не уверены в своих силах. Снимается дискомфорт слабого ученика, он получает возможность соревноваться с сильным учащимся.
  4. Групповые формы работы (парная и работа в малых группах) имеют большой воспитательный эффект, так как создают условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения всех детей, в том числе с низким уровнем обучаемости. Распределение детей на группы происходило с учётом особенностей детей. В каждой подгруппе был лидер, который определён по результатам анкетирования класса.
  5. Разноуровневые упражнения позволяют детям выполнять задания в соответствии с выбранным уровнем, реализовать свои потребности и способности. Поэтому учитывались возможности как способных учеников, так и слабоуспевающих. При разработке разноуровневого задания я обратила внимание и на внеурочные интересы и склонности детей (составление миниатюры о своих увлечениях, а также использование музыкального сопровождения на уроке).
  6. Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля направлены на развитие внимания, обучение учеников адекватно оценивать свои результаты, так как в классе есть дети не только с завышенной, но и заниженной самооценкой.
  7. Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке, поскольку на настоящий момент данными умениями владеют не все учащиеся класса.

Надлежащий темп обучения обеспечивался чередованием различных видов деятельности, интенсивностью предлагаемых заданий.

Отличительная особенность урока заключается в том, что уровневая дифференциация осуществляется на всех этапах учебного занятия. Приоритетное место на уроке занимает ученик, который самостоятелен в выборе способов обучения. Он учится делать осознанный выбор. Учитываются индивидуальные особенности всех детей: и слабоуспевающих, и сильных. Каждый учащийся имеет возможность перейти в зону ближайшего развития при незначительной помощи учителя, выполняющего на данном уроке роль консультанта и организатора учебной деятельности.

Разноуровневые карточки и уровневые игры являются собственными наработками учителя.

Сайт управляется системой uCoz