Главная    Методические и иные документы
Окружной семинар

Выступление на окружном семинаре заместителя директора по УВР Даринской Валентины Николаевны.

Тема семинара: «Организация мониторинга готовности педагогов к работе по технологии уровневой дифференциации: порядок организации, критерии оценки, проблемы, пути развития».

Скачать презентацию к семинару

 

Понимая, что ни одно, даже самое разумное и своевременное решение не может быть выполнено, если в школе нет достаточного количества нужного уровня подготовки педагогов, мы уделяем главное значение работе с кадрами, работе по формированию индивидуального стиля педагога. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Важной задачей овладения педагогическим творчеством является познание собственной профессиональной индивидуальности. Поэтому творческим может быть и начинающий учитель, пока не ставший мастером. Уровень же педагогического творчества выше у того учителя, который в совершенстве владеет педагогической профессией, так как опыт и мастерство - важнейшие факторы развития творчества учителя. Нет мастерства без творчества. Диагностика педагогического творчества ориентирует руководство школы на оценку определенных качеств творческой личности учителя, дает возможность заметить проявление творческих черт его и своевременно сконцентрировать внимание на использовании их в практической деятельности и дальнейшем развитии. Это определяет цели диагностико-коррекционной деятельности, создает условия для организации и развития педагогического творчества в школьном коллективе.

 

С целью коррекции и развития творческих начал, необходимости формирования нестандартности мышления, творческого воображения в школе сформирована многоуровневая система повышения квалификации кадров. В результате расширяются и углубляются направления эксперимента. Таким образом, диагностика, и коррекция профессиональной деятельности дает возможность определить состояние и качество этой деятельности на основе научнообоснованных показателей, разработать систему мер с коллективом и отдельными учителями, а поэтому коррекционно-диагностическая деятельность является фактором роста профессионального мастерства педагога и условием перевода учителя в режим развития.

Передовой педагогический опыт как показатель творческого потенциала учителя.

Большой, важной и очень сложной работой администрации школы является выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта, индивидуального стиля профессиональной деятельности.

При выявлении, изучении опыта придерживаемся тех требований, которым должен отвечать передовой опыт, а это: актуальность, общественная и практическая значимость, возможность разработки учителем избранной темы, учет своего опыта, особенностей, условий, эффективность, устойчивость результатов.

Как выявляем опыт? Посещаем уроки, внеклассные мероприятия, выявляем учителей, опыт которых может оказаться заслуживающим углубленного изучения.

Далее оцениваем опыт с точки зрения эффективности УВП, достижения положительных результатов, учитываем рациональность методов, используемых учителем для достижения этих результатов, значимость опыта для других учителей, возможность его распространения, определяем, есть ли в опыте оригинальность, творчество, новаторство. У одних учителей изучаем отдельные направления или наиболее эффективные приемы и методы обучения, воспитания, а в ряде случаев это и система работы. В этой ситуации изучаются все стороны педагогической деятельности учителя: уровень теоретической и научно-методической подготовки, работа по подготовке и проведению уроков и внеклассных мероприятий, работа, с родителями, анализ и оценка качества ЗУН учащихся и т.д. Для проверки и подтверждения результатов опыта проводятся письменные тестовые работы.

Главной задачей анализа и обобщения передового педагогического опыта является раскрытие методов и приемов, при помощи которых достигается положительный эффект в работе учителя.

При анализе индивидуальности в деятельности учителя показывается и оценивается не каждый элемент в отдельности, а устанавливается взаимосвязь между ними, доказывается, что именно в совокупности они обеспечивают эффективное решение задач. В итоге появляются выводы общего порядка, что, на наш взгляд, и составляет суть обобщения.

В текущем учебном году продолжилась работа по реализации 2 этапа программы развития школы «Создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения и перехода к профильному обучению в адаптивной школе» В рамках программы продолжилось внедрение технологии уровневой дифференциации по русскому языку в 5,6,7,8,9 классах, по математике - в 5-6-7 классах. Учителями школы было составлено тематическое модульное тематическое планирование в соответствии с технологией. Тематическое планирование успешно прошло экспертизу на уровне методического совета и рекомендовано к использованию. На уровне методических объединений были разработаны тематические и рубежные тесты для отслеживания уровня обученности и качества знаний, проведена экспертиза уровня обученности и качества, уровня освоения приемов, методов в рамках технологии.

Результаты диагностики уровня педагогического мастерства
учителей экспериментальных классов
  • Процент использования средств обучения технологии уровневой дифференциации по математике 70-80%, русскому языку 80-90%.
  • В течение 2009- 2010 года учителя математики и русского языка освоили 70-90% (прошлый год 60-80%) приемов работы по системе уровневой дифференциации, что допустимо на начальном этапе реализации системы уровневой дифференциации и свидетельствует об активном применении технологии.
  • Повысилось процентное соотношение использования приемов и методов в рамках технологии.
  • Учителя четко проводят постановку уровневой цели, грамотно разрабатывают уровневые задания, систематически проводят групповые и парные формы работы, учителя систематически оказывают индивидуальное консультирование учащихся с низким уровнем развития способностей, разрабатываю уровневые задания.
  • Затруднения вызывает прием рефлексии, редко используются уровневые задания в зависимости от уровня интересов учащихся.
  • Уровень использования системы уровневой дифференциации выше у учителей русского языка, так как они используют данную технологию в течение 6-7 лет.
  • Уровень освоения приемов и методов обучения в основном достаточный, так как учителя обучают учащихся по данной технологии 1-3 года в зависимости от класса.
  • Не использованные формы, методы и приемы работы являются трудоемкими и вводятся постепенно по мере введения технологии в учебный процесс.

С целью определения уровня использования отдельных приемов и методов работы в рамках технологии уровневой дифференциации и определения направлений методической работы на следующий год проводилось анкетирование учителей школы. Выводы:

  1. Учителя в основном владеют методами и приемами, используемыми в рамках технологии уровневой дифференциации на достаточном уровне.
  2. Учителями часто используются приемы и методы: формулировка уровневой цели, мотивация деятельности, подготовка уровневых заданий, организация взаимо- и самоконтроля, приемы контроля и коррекции знаний учащихся.
  3. Вызывают трудности: организация исследовательской деятельности на уроке, формулировка вопросов проблемного характера, создание проблемно-поисковых ситуаций, у ряда учителей не разработана система развития творческих способностей учащихся, приемы поощрения деятельности.
Внедрение передового педагогического опыта.

Самый длительный и сложный, на наш взгляд - это этап внедрения в практику передового опыта, что связано с рядом особенностей. Дать конкретные рекомендации здесь можно лишь конкретному учителю и то после изучения того, что внедряется, кто внедряет, в каких условиях. Однако, внедрение - это необходимое условие изучения передового опыта и практика решения этого вопроса привела нас к определенной методике: ведем наблюдение за тем, что внедряется, ищем наиболее эффективные пути и средства достижения поставленной цели с учетом сложившихся ситуаций, повторяем использованный прием или метод, и каждый раз фиксируем результаты. Далее рекомендуем периодически изучать результаты наблюдений, анализировать их и принимать соответствующее решение по дальнейшему внедрению опыта. При этом убедились, что поэтапное внедрение позволяет лучше отработать каждый элемент системы.

В практике работы школы были случаи, когда при первом затруднении, неудаче или сомнениях учитель отступал от намеченного плана. Причина - поспешность принятого решения об изучении опыта, психологическая неготовность, недостаточность собственных практических наработок, отсутствие своевременной и необходимой помощи от администрации, председателя методического объединения, спешка учителя в получении результатов. Одной из причин неудачи внедрения передового опыта, является упрощенчество, примитивизм в этом деле.

Следовательно, речь должна идти не просто об изучении, внедрении чьего-то опыта, а о творческом поиске учителя по созданию на основе имеющегося и в соответствии с современными научными достижениями своего опыта.

Второй этап программы развития школы только начал реализовываться. Его продолжительность: с сентября 2007 по декабрь 2012 г. Именно тогда, когда мы выпустим нынешние 6 классы, можно будет сказать о положительных результатах перестройки работы в школе. В настоящий момент можно лишь говорить больше о планируемых путях развития. Таковыми является:

  • разработка системы тестового контроля уровня обученности, качества знаний учащихся по предметам по мере их обучения в следующих классах (на настоящий момент она разработана лишь для учащихся 5-6-7 классов по математике, 5-9 классах - по русскому языку) и организация мониторинга;
  • развитие системы внеклассной работы (лидер - классы, интеллектуальные марафоны и т.д.), которая поможет повысить уровень учебной мотивации учащихся;
  • дальнейшее обучение педагогических кадров, так как уровень использования осваиваемых ими педагогических технологий пока невысокий (от начального до, в основном, достаточного);
  • установление партнерских отношений с коллективами единомышленниками и многие другие, которые возникнут, несомненно, по мере реализации программы развития и потребуют ее корректировки.

Надеемся, что мы с ними справимся, и прогноз перестройки учебного процесса в школе окажется реальным и продуктивным.

Сайт управляется системой uCoz